Одной из особенностей тайцзицюань У Цзяньцюаня является принцип "в косом скрыто прямое". В чём его смысл? Он в том, что методы действий корпуса (корпусом считается тело от макушки до ягодиц) и методы перемещений (движения бёдер, голеней и стоп) соединяются воедино, формируя позицию гунбу.
Начнём с макушки головы. Спина, поясница, ягодицы, нога, пятка формируют косую линию (наклонённую вперёд) - это то, что называется "косое" (см. фото 1, 2).
Теперь разберёмся с шагом. Форма шага здесь - прямая гунбу. Требуется, чтобы носки были направлены в одном и том же направлении: к примеру, пусть левая нога стоит впереди, правая - позади, расстояние между внешними рёбрами стоп равно ширине плеч, поперечное расстояние между носком задней стопы и пяткой передней стопы примерно равно одной стопе (люди относительно высокого роста или с хорошо натренированными ногами могут расставить ноги чуть пошире). Движение: левая нога сгибается в колене так, чтобы колено оказалось на одной вертикали с носком, правая нога распрямляется, оставаясь чуть согнутой в колене - образуется левая гунбу (согласно правилам спортивных соревнований, пятка задней стопы не должна быть завёрнута внутрь более чем на 20 градусов). Таковы требования к прямой гунбу.
Когда левая гунбу принята, то можно разобраться с требованиями к "прямому". Существует традиционная фраза про то, что "три кончика взаимно отражаются (противостоят)". "Три кончика" - это кончик стопы, кончик колена и кончик носа. Эти "три кончика" должны находиться на одной вертикали (см. фото 1, 2) - это и есть то, что называется "скрыто прямое".
Обобщая изложенное: в установленных формах к формам шага и формам тела в тайцзицюань У Цзяньцюаня требуется, чтобы "в косом скрывалось прямое", в рзультате чего, если рассматривать с точки зрения распределения пустого и полного, на опорную ногу приходится максимум веса. Задняя нога - "пустая", в результате чего имеем, что "пустое и полное чётко различимы".
Нужно ещё сказать о плечах и бёдрах. Требования таковы: они должны размещаться ровно и прямо, не наклоняться и не перекашиваться, должны быть расслабленными и погружёнными, должно быть намерение (усилие) смыкания внутрь, формируя пронизывание формы насквозь по вертикали (фото 3, 4).
Ныне он является общественным инструктором физвоспитания государственного уровня, тренером ушу первой категории, почётным членом Всекитайской ассоциации ушу и судьёй национальной категории, членом Пекинской городской ассоциации ушу, почётным ректором Института ушу района Дунчэн, заместителем председателя районной ассоциации ушу, председателем Ассоциации по исследованию тайцзицюань У Цзяньцюаня при городской ассоциации ушу. В прошлом он был постоянным членом Народного политического консультативного совета района Дунчэн. В 1993 году стал тренером китайской сборной команды по тайцзицюань. В 1975 году начал вести в качестве тренера группу тайцзицюань в международном клубе, в 1995 году был внесён Всекитайской ассоциацией ушу в список "Ста героев мира китайских боевых искусств". В 1997 году Всекитайская комиссия по присвоению рангов в ушу в числе первых присвоила ему 7-й дуань.
В детстве, чтобы стать здоровее, он занялся боевыми искусствами, и следовал за знаменитым учителем тайцзицюань Ян Юйтином в течении 36 лет. В 1956-1963 годах он много раз участвовал в соревнованиях городского и всекитайского уровня, завоёвывал медали как в безоружном, так и в оружейном разделах, на 1-й Спартакиаде народов КНР он занял 4-е место в разделе "тайцзицюань". Посвятил себя преподаванию ушу, тренировкам, исследованиям, критике и судейству, и занимался этим свыше 30 лет, воспитав большое число отличных талантов как внутри страны, так и за её пределами. Среди них стоит упомянуть Лю Вэя и Цзун Вэйцзе, которые непрерывно становились чемпионами Китая в течении 9 лет среди мужчин и в течении 6 лет среди женщин соответственно. Первые и вторые места среди мужчин и женщин занимали также такие преемники и воспитанники, как Ван Вэнь, Ван Гэ, Ван Сяоянь, Цзин Дэминь, Вэнь Цзин, Дун Хунъюнь, Фэн Хункунь. Неоднократно удостаивался почётного звания "Городской передовик труда" и знака отличия государственного работника спорта и физвоспитания первой степени. Принимал участие в создании соревновательных комплексов "четыре школы тайцзицюань" и "42 формы с мечом", а также в работе по составлению учебных материалов по туйшоу. Вместе с собратом по обучению Вэн Фуци написал книги "Собрание секретных требований тайцзицюань системы Ян Юйтина" и "Истинное изложение безоружной и оружейной техники тайцзицюань У Цзяньцюаня".
За последние 30 лет не раз принимал отдельных гостей и целые группы любителей тайцзицюань из-за рубежа, много раз выезжал для преподавания в Японию и Сингапур, воспитал много отличных спортсменов тайцзицюань международного уровня. Когда в 1980 году было открыто первое учреждение, долженствующее помочь широким массам заложить основы в области ушу - Институт ушу района Дунчэн, то он стал там начальником учебной части и проректором.
Об авторе: представитель традиции - Ли Бинцы